Обзор рынка надувных лодок


Кому не нравится отдых на воде? Только тем, кто не умеет плавать. Хотя как раз эту проблему можно решить простым спасжилетом. Тем более что при эксплуатации почти всех маломерных плавсредств требуется наличие индивидуальных средств безопасности. В остальном же это прекрасный способ отдохнуть, побыть в тишине, вдали от пыли, суеты и даже от вездесущих комаров. А уж если вы мечтаете найти уединенный берег, на котором никого нет и не будет, то все это становится вполне доступным и реальным, если у вас есть надувная лодка. За относительно небольшие деньги вы получаете полную свободу перемещения по нашим, прямо скажем, немалым водным просторам. Причем эта возможность останется и на следующий год, и через год, и так далее, в зависимости от того, насколько вы не поскупились при покупке лодки и мотора к ней. Ведь почти все ведущие производители надувных лодок предоставляют сейчас 5-летнюю гарантию на материал, из которого изготовлена лодка, и на швы. Весьма внушительная цифра. Чувствуется, что прогресс в этой области не стоит на месте и потребитель вправе рассчитывать на повышенное внимание к своей персоне. Конкуренция — великая вещь! А индустрия производства надувных лодок сейчас бурно развивается, на рынке постоянно появляются новые бренды, каждый из которых стремится занять если не лидирующее, то хотя бы свое прочное место.

Надувная лодка — решение проблемы для людей, не имеющих дока для хранения судна и не имеющих трейлера, необходимого для транспортировки. Надувные лодки отличает уникальный универсализм. Практически все современные большие корабли имеют на борту надувные суда поменьше. Надувные лодки исключительно безопасны, остойчивы и эффективны на воде. Поскольку надувные лодки легче, чем их жесткие аналоги, то и мотор для них требуется меньшей мощности. Надувная лодка — превосходное решение отдыха на природе. Задумайтесь только: вне зависимости от места назначения, с универсальной и легкой надувной лодкой вы всегда сможете добраться до цели.

Так какие же бывают надувные лодки? Первый и один из основных признаков — материал, из которого сделаны баллоны лодки. Всего этих материалов два, принципиально отличающихся друг от друга: хипалон (Hypalon) и полихлорвинил (ПХВ).

Хипалон — это искусственный резиноподобный материал для производства баллонов надувных лодок. Но его можно использовать как гидроизоляционное покрытие и во многих других ситуациях, где иные мате-

риалы не пригодны из-за высоких температур, воздействия масел, озона, песка, бензина или ультрафиолетового излучения солнца. Именно благодаря исключительным свойствам хипалона многие производители для изготовления воздушных баллонов выбирают именно этот материал. Для покрытия внутренней поверхности воздушных баллонов часто применяется неопрен, который заслуженно получил репутацию совершенно воздухонепроницаемого материала, устойчивого к воздействию нефтепродуктов. Однако неопрен и хипалон не обладают достаточной прочностью и используются в качестве покрытия материалов, выполняющих функцию несущего полотна и изготавливаемых из полиэстра или нейлона. Этим самым обеспечивается необходимая прочность всей конструкции судна, которое сохраняет свою форму многие годы. Самый прочный материал получается из неопрена в соединении с хипалоном и полиэстром (или нейлоном).

ПХВ. Синтетические ткани, покрытые ПХВ, в целом составляют группу материалов, называемых виниловыми полимерами, которые выпускаются под торговыми марками Strogan, Duratex, Mirasol, Valmex. Тканые материалы, покрываемые ПХВ, исполняют роль несущей основы и чаще всего производятся из полиэстра или нейлона, что обеспечивает материалу прочность и стойкость к истиранию. Немаловажным достоинством материалов из ПХВ является их сравнительная легкость, способность вулканизироваться на швах. В то же время нельзя не упомянуть сравнительную трудоемкость ремонта изделий из ПХВ. Большинство современных материалов ПХВ имеют пять слоев и включают в себя специальный армирующий слой, который придает полотну высокую прочность и долговечность.

Кроме выбора материала, не менее важным вопросом при приобретении надувной лодки является способ изготовления швов как при производстве балло-

нов, так и при соединении их между собой. Швы могут быть изготовлены склеиванием встык с накладками, внахлест, вулканизацией, сваркой ультразвуком. У всех упомянутых методов изготовления швов есть свои достоинства и свои недостатки. На разных стадиях производства нередко используют и разные способы изготовления швов.

При изготовлении воздушного баллона применяется склеивание полотна внахлест или встык. Соединение встык требует более аккуратной обрезки материала и разметки выкроек баллонов, чтобы их швы пришлись в стык друг к другу, а не внахлест. Данный способ изготовления швов более сложен, однако результатом его будет привлекательное изделие, без утечек воздуха. Соединение внахлест применяется в тех случаях, когда диаметры воздушных баллонов (труб) и в самом деле различны. Такой способ склейки позволяет изготавливать самые различные типы баллонов быстро и надежно. Однако соединение внахлест склонно пропускать некоторое количество воздуха, поскольку пузырьки воздуха могли в свое время попасть в склеиваемые швы.

При соединении отдельных баллонов между собой используются такие способы, как склеивание, вулканизация или сварка при помощи ультразвука. Склеивание швов — старейший и наиболее распространенный способ соединения материалов с покрытием из хипалона и неопрена. Химический состав клея подобен некоторым характеристикам склеиваемых материалов, а потому место склеивания достаточно прочно и воздухонепроницаемо. Инженеры-химики длительными испытаниями доказали, что склеенные непреновые и хипалоновые швы настолько прочны, что скорее сам материал протрется и износится, чем клееный шов. Однако более трудоемкий способ изготовления обусловливает и более высокую цену на такие лодки. Следует иметь в виду, что материалы, покрытые ПХВ, не рекомендуется соединять методом склеивания. В данном случае подойдут вулканизация или УВЧ-сварка. Оба эти способа как бы <растворяют> материал, который при остывании стыков становится единым целым. Швы получаются исключительно прочными, однако и эти методы требуют дорогостоящего фабричного оборудования и их трудно применять вне стен мастерской. Очевидным достоинством этих методов является возможность автоматизации процесса сварки (вулканизации), что в итоге ведет к снижению цены готового изделия.

Изготовители часто наклеивают на швы изнутри, снаружи или с обеих сторон дополнительные полоски материала (<шовная> лента). Хотя швы бывают и без шовной ленты. Нанесение дополнительной полоски материи на шов изнутри лодки обеспечивает дополнительную поверхность контакта с баллоном, каким бы способом шов ни был изготовлен. Изготовитель может наклеить ленты и на шов снаружи, что защитит его от разрыва при истирании. Наружная шовная лента улучшает внешний вид клееного стыка и надувной лодки в целом.

По самой конструкции надувные лодки также имеют вполне строгую и устоявшуюся классификацию. В основном разделение идет по устройству пола и днища лодки, а также по наличию транца для крепления подвесного лодочного мотора.

Шлюпки, или гребные лодки, — чаще всего небольшие надувные лодки с навесным транцем. Такие лодки могут ходить под веслами или иногда под легким мотором, если вообще на нее можно поставить мотор. Эти лодочки обычно дешевы и идеально подходят для одного или двоих людей, желающих приобрести недорогую и легкую надувнушку для плаваний на небольшие расстояния в условиях слабого течения либо полного его отсутствия.

Спортивные, или моторные, надувные лодки — имеют прочный транец для установки подвесного лодочного мотора (обычно из дерева или стеклопластика). И это самый распространенный и популярный класс лодок, который, в свою очередь, также подразделяется на несколько видов.

Моторные надувные лодки с наборным дном с жесткой сланью. Конструктивно слани — это набор обычно фанерных дощечек, которые образуют полужесткий пол лодки, на котором можно достаточно устойчиво стоять. Основные достоинства таких лодок — высокая компактность в сложенном виде, низкий вес, простота сборки-разборки и невысокая стоимость. Недостатки — посредственная мореходность по причине плоского днища (отсутствие киля) и низкой жесткости конструкции, а также небольшие размеры. Как правило, длина таких лодок не превышает 3 метров. Вместе с тем сланевые лодки прекрасно подходят для водных прогулок на средние расстояния в условиях умеренного волнения. Они допускают установку на транец подвесного лодочного мотора до 6 л. с. и достаточно уверенно выходят на глиссирование, что дает возможность легко справляться с течением и перевозить груз до 400 кг или трех пассажиров. При этом вес самой лодки не превышает 30 кг, упаковывается она в одну сумку, а сборка занимает не более 20 минут.

Моторные надувные лодки с надувным дном и килем — те же достоинства, что и у сланевых, но при этом они практически лишены недостатков последних (за счет цены, естественно). Их особенность в том, что пол лодки выполнен в виде надувного <матраца> со специальным прочным покрытием. А под этим полом располагается надувной же киль, который придает днищу лодки V-образный профиль, что намного улучшает ее мореходные качества. Все это придает лодке жесткость, достаточную, чтобы увеличить максимальные размеры лодок такого типа до 3,5 м и ставить на них лодочные моторы мощностью до 15 л. с. К примеру, лодка Quicksilver Sport 340EA весит всего 39,1 кг, допускает применение лодочного мотора максимальной мощностью до 15 л. с., при этом имеет грузоподъемность до 570 кг и вмещает четырех пассажиров. Пожалуй, это одна из самых удобных и комфортных лодок для водных прогулок и семейного отдыха на воде ведь даже если сидеть просто на полу лодки, то все равно будет мягко и удобно. Сборка такой лодки сводится лишь к ее надуванию, а упаковывается она в одну большую сумку. Недостатком же можно назвать более высокую цену. При тех же размерах лодка с надувным дном будет в среднем на 300 долларов дороже, чем сланевая (для лодок Quicksiver, Zodiac). Еще одним минусом является недостаточная жесткость всей лодки, которая, впрочем, проявляется только при сильном волнении. Кроме того, надо осторожно обращаться с надувным полом при размещении груза.

Моторные надувные лодки с жестким наборным полом и надувным килем. Пол таких лодок состоит из отдельных широких листов, обычно фанерных или алюминиевых, которые скреплены друг с другом специальным легкосъемным крепежом. В результате получается ровный пол, под которым расположен надувной киль. Это еще более жесткая и прочная конструкция, по сравнению с предыдущей. Она позволяет не беспокоиться при размещении груза, по такому полу можно спокойно ходить. Размеры таких лодок от 2 до 5 м, поэтому это одна из наиболее распространенных и популярных конструкций. Максимальная мощность применяемых моторов — до 30 л. с. А грузоподъемность у самых крупных лодок достигает 1000 кг. Однако сборка и разборка таких лодок требует определенных навыков и большего времени, они имеют существенно больший вес, поэтому в упакованном состоянии такие лодки занимают, как правило, две транспортировочные сумки. В одну сумку

укладывается сама лодка, накрученная в рулон вокруг транца, а в другую — разобранный пол, сиденья, весла и насос.

Почти все производители надувных лодок предлагают наибольший выбор моделей именно такой конструкции. И действительно, эти лодки наиболее универсальны. При всех достоинствах сборно-разборной конструкции они обладают высокой прочностью и жесткостью и позволяют совершать дальние водные прогулки и перевозить много груза. Они одинаково хорошо подходят как для семейного отдыха, так и для рыбалки и охоты, имеют весьма неплохие мореходные качества за счет применения надувного киля и высокой жесткости конструкции. При этом стоят на 100-200 долларов дешевле, чем лодки с надувным дном (для лодок Quicksilver, Zodiac), однако весят на 15-20 кг больше.

Моторные надувные лодки с жестким накладным днищем (RIB). Это особый вид надувных судов, соединяющих в себе жесткость традиционных катеров и исключительную непотопляемость и грузоподъемность надувных. Баллоны RIB-лодок надувные и гибкие, тогда как киль жесткий, из алюминия, стеклопластика или полиэтилена. RIB-лодки имеют самый разнообразный дизайн и бывают оснащены рубками (стойками) управления с системой дистанционного управления двигателем. Существуют даже модели со стационарными водометными двигателями. На некоторых RIB-лодках имеются встроенные топливные баки, сиденья, сундуки, навигационное оборудование и даже душевые кабинки. Однако из-за того что их нельзя просто свернуть и положить в багажник и им требуется больше места для хранения, а для транспортировки нужен специальный автомобильный прицеп, этот класс лодок не так широко распространен среди любителей активного отдыха на воде. Кроме того, такие лодки стоят почти в 2 раза дороже своих разборных собратьев. Но несмотря на эти недостатки, нельзя не восхититься такими главными достоинствами судов этого класса, как великолепные скоростные характеристики и непревзойденная мореходность. Их можно увидеть везде — от служб береговой охраны и МЧС до Camel Trophy.

После выбора лодки непременно встает вопрос о выборе лодочного мотора для нее. И хоть производитель обязательно указывает максимально допустимую мощность и вес двигателя для каждой лодки, это скорее информация к размышлению, чем руководство к действию. Соотношение разрешенной мощности к весу двигателя, как правило, рассчитано так, что на любую лодку можно повесить даже самый тяжелый 4-тактный двигатель. Однако это вовсе не означает, что надо поступать именно так. Четырехтактные моторы целесообразно покупать при мощностях от 40 л. с. и выше, когда в любом случае вес двигателя таков, что его вряд ли будут часто снимать с транца, если вообще будут. В этом случае в процессе эксплуатации 4-тактник позволит существенно экономить на моторном масле, да и по расходу топлива он будет экономичнее, чем 2-тактный двигатель, не говоря уже об экологичности. С другой стороны, двигатели до 30 л. с. обычно частенько кочуют из гаража в багажник автомобиля, а оттуда на транец лодки и обратно. Это продиктовано спецификой эксплуатации лодок малой (до 4 метров) размерности, на которые как раз такие двигатели и ставят, а именно периодические вылазки на акваторию с перевозкой упакованной лодки и мотора. И в этом случае целесообразнее оборудовать лодку более легким и компактным (при той же мощности) 2-тактным мотором. Более того, можно вообще поставить двигатель существенно меньшей мощности, если не стоит задача достичь максимальной скорости при любой загрузке. Это, конечно, не позволит выходить на глиссирование в некоторых случаях, например с максимальной загрузкой, но зато такой мотор будет намного легче перенести и повесить на транец, да и места в багажнике он будет занимать меньше.

Из грандов мирового лодкостроения в нашем городе, к сожалению, представлена только одна фирма — Quicksilver. Эта одна из наиболее уважаемых в мире фирм выпускает надувные лодки уже более 10 лет. Для производства лодок Quicksilver используется немецкий 5-слойный материал Duratex из группы виниловых полимеров. На материал и на швы производитель предоставляет 5-летнюю гарантию. Самая маленькая лодка в производственной гамме Quicksilver — 2-метровая 200RU (Roll Up). Рассчитана эта лодка на 2 человек, допускает установку двигателя мощностью 4 л. с. и весит всего 15,8 кг. Технология Roll Up, примененная в этой лодке, позволяет собрать ее за считанные минуты, просто намотав ее вокруг транца. Вообще, у Quicksilver найдется лодка для любых условий эксплуатации. Качество исполнения швов, фурнитуры и аксессуаров просто безупречное. Естественно, что за качество надо платить, и лодка размером 3,6 метра

производства этой фирмы будет дороже, скажем, мневского Каймана того же размера почти на 25 тыс. рублей. Но это уже совсем другой уровень. Кроме лодок в каталогах Quicksilver можно найти и заказать множество фирменных аксессуаров. Различные непромокаемые сумки, ручные и электрические насосы двойного действия, холодильники, габаритные огни, комплекты дистанционного рулевого управления. Кроме этого, спасательные жилеты, водные лыжи, фалы и другие аксессуары для активного отдыха на воде.

Сравнительно недавно среди производителей надувных лодок появилось новое имя — Brig. Очень быстро эта украинская компания завоевала прочные позиции, вплотную приблизившись к таким признанным авторитетам, как Quicksilver и Zodiac. В производственной гамме Brig также можно встретить надувные лодки всех популярных видов — от сланевых до RIB-ов. Это одна из немногих фирм, которая предлагает на выбор два материала, из которого будет сделана ваша лодка: Mirasol-1100 Desitex (пятислойный виниловый полимер ПХВ) или Hipalon (хипалон), причем последний рекомендуется при использовании лодки в жарком тропическом климате в условиях длительного пребывания под солнечным ультрафиолетовым излучением. Лодки Brig лишь немного уступают своим именитым соперникам, и то лишь в качестве изготовления некоторых деталей фурнитуры. И примерно настолько же отстают от них в цене. На все материалы фирма предоставляет гарантию 5 лет.

Отечественные компании также пытаются занять свою нишу среди производителей надувных лодок. Наиболее заметным среди них как по качеству исполнения, так и по ассортименту моделей является фирма <Мнев и Ко> из Санкт-Петербурга. У этого производителя есть и гребные лодки до 2,6 м длиной, и специализированные лодки для сплава по горным рекам (рафты) до 5,5 м, и транцевые лодки с жестким и сланевым дном размерами от 2,7 до 5 м. Радует большое разнообразие лодок с жестким дном RIB. Самая маленькая — Форель С- 260Н длиной 2,6 м, весит 32 кг, вмещает 2-3 человек, или 320 кг груза, и допускает установку двигателя мощностью до 8 л. с. На 3-метровую <Форель> уже можно поставить рулевую стойку мотоциклетного типа. А на такого <монстра>, как <Кальмар-720Н> длиной 7,2 м можно поставить закрытую рулевую рубку и даже носовую каюту со спальным отделением. Такой корабль весит 680 кг, вмещает на борт 12 человек, или 1400 кг нагрузки, и допускает установку подвесного лодочного мотора максимальной мощностью до 250 л. с. При производстве лодок этой фирмы также используется 5-слойный ПВХ-материал, на который предоставляется 5-летняя гарантия. При производстве баллонов используется технология склейки встык с наложением шовных лент как изнутри, так и снаружи изделия.

Надеюсь, теперь вам стало чуть легче ориентироваться в разнообразии моделей надувных лодок. Осталось только определиться с фирмой, количеством пассажиров, после этого внимательно пересчитать свободные денежные ресурсы и отправляться за покупкой.

Жунал «Автомеханика» №5 (20) за Май 2004